Инструмент для разборки жесткого диска. Как разобрать жесткий диск так, чтобы он после сборки нормально работал? Спойлер: никак. Самостоятельная разборка жесткого диска

Разборка и сборка жесткого диска Quantum ProDrive LPS - HDD - в иллюстрациях


Практически любая статья, касающаяся жестких дисков содержит предупреждение: Разбирать жесткий диск категорически нельзя - это его неминуемо убьет! Так примерно звучат предупреждения… Не буду спорить, более того сам присоединяюсь к этому лозунгу. Дилетанту (каким я сам и являюсь) лезть во внутренности винта смерти подобно. Однако, интересно, что же там внутри?! Жужжит… а кто, и как?

Потому, достаем из шкафчика абсолютно устаревший, но вполне работоспособный жесткий диск IDE Quantum ProDrive LPS™ емкостью аж целых 340 мегабайт! Когда-то эта цифра была фантастикой, а подобный винчестер несбыточной мечтой практически всех компьютерщиков, может быть, планеты всей… На что он теперь годится? Кто знает, пожалуйста, напишите, у меня таких винтов пара десятков валяется… Все, что я придумал (исключая, конечно же, сдачу на цветмет), это на собственном опыте убедиться, что HDD разбирать нельзя. Итак, достав из шкафчика хард, вооружаюсь отверткой и фотоаппаратом.

Для начала приводим снимки еще нетронутого жесткого диска - он полностью рабочий, различные тесты (благо винт маленький) проходит на ура. Естественно при работе трещит, медлителен и прочая. А с точки зрения нагрева - он идеален, особенно если учесть некоторые современные модели…

Электроника Quantum ProDrive LPS крепится четырьмя винтами - откручиваем их. Довольно туго затянуты! Оттягиваем защелки на разъеме гибкого шлейфа. Вытаскиваем его. Потом снимаем плату. Снизу плата проклеена тонким поролоном и имеет эластичную контактную площадку - питание шпиндельного двигателя. Пока ничего интересного.

Далее отворачиваем затянутые насмерть шесть винтов верхней крышки. Отдираем крышку. Места прилегание имеют герметичную прокладку желтого цвета. Заглядываем внутрь - ага! Вот они те самые пластины! Их две. Также имеются головки записи-чтения. Ну не обошлось и без прочей, на мой взгляд абсолютно лишней дребедени:)

Ну что еще с ним делать?

Разбирать механизм головок не стал - он довольно таки сложен и без специального инструмента не обойтись. Теперь собираем в обратном порядке. По ходу дела замечаю, что на пластину откуда-то уже попали крупные пылинки и ворсинка - сдуваю безо всяких предосторожностей. Подключаем винт к компу и включаем питание. Ага! Жужжишь?!

Да, хоть и говорили нам «IT-профессора», хоть и стращали - а винт Quantum ProDrive LPS работает. Без проблем. Провожу несколько тестов - о"кейно.

Понятное дело, винт Quantum ProDrive LPS древний, необоротистый и т.д. и т.п. Понятное дело, не разбирал особо важные узлы. Понятное дело… Завтра попробую разобрать… Хотя, если честно, отцентровать блины подобно заводскому способу 100% не получится. Попробуем.

Итак, миф об особой недотроге HDD не совсем точен.

ВНИМАНИЕ! Если вы подобным методом раскурочите свой новехонький жесткий диск, и он (зараза) сдохнет, я за это ответственности не несу. Хотя, сдохнуть-то он вряд ли сдохнет, но вот попавшие микропылинки с подавляющей долей вероятности очень быстро выльются в бэд-блоки, а если что покрупнее - крякнут головки... А пыль, даже в самом чистом помещении всегда найдется… В общем по любому - кирдык наступит винту!

Удачных вам разборок! Но только в познавательных целях! И только с ненужным барахлом.

P.S. Да, придется мне собрать все винты в мешок и отнести в ближайший приемный пункт цветного металла… Я тут прикинул, если сдать все эти винты, да еще штук пять-шесть старых пятидюймовых флопа, то можно будет купить двадцать бутылок пива… Эх, жаль харды алюминиевые, а не медные - медь дороже...

Михаил Дмитриенко, Алма-Ата, 2007

Разборка внешнего жесткого диска, процесс в большинстве случаев не сложный и быстрый. Но как оказалось, так бывает не со всеми дисками. Попав мне в руки внешний жесткий диск HP pd500a все было чуть сложнее. Диск после падения не хотел определятся через USB – порт и достать ничего нельзя было. Приняв решение разобрать и попробовать прямое подключение к компьютеру через SATA – кабель, для извлечения хоть каких то файлов.

В большинстве дисков достаточно просто вытянуть верхнюю часть и мы добирались до самого жесткого диска. В данном случае было ни все так просто. После нескольких попыток, корпус не поддавался и для того, что бы ничего не сломать я поискал информацию, как разобрать внешний жёсткий диск в интернете, но кроме инструкции по подключению к компьютеру, ничего больше не нашёл. Поэтому, решил написать небольшое руководство, возможно кому то оно пригодится. Забегая на перёд, хочу сказать что на жестком диске нету возможности подключения стандартного SATA , USB впаян на саму плату.

Сразу было понятно что корпус держится на пластиковых защелках. Взяв медиатор для разборки, я начал искать где зацепиться что бы отсоединить корпус.

Разборка кармана внешнего жёсткого диска HP

На первый взгляд простой и удобный корпус на котором нет ничего лишнего.

Как я уже говорил, не увидев никакой крышки или детали которая бы просто и без усилий снималась, я начал искать где зацепится медиаторам. Покрутив несколько минут в руках, я увидел слегка заметные два отверстия на верхней части корпуса.

Место откуда будем начинать найдено. Взяв в руки медиатор (можно воспользоваться простой пластиковой карточкой, но не используйте отверток и остальных металлических предметов, а то повредите корпус ), пробуем отсоединить крепления.

Поддев и пройдя по всей длине верхней части корпуса, крышка должна слегка приподняться.

Закончив с верхней частью похожим способом походим медиатором по обеим сторонам корпуса, нашего внешнего жёсткого диска. В некоторых местах возможно нужно приложить усилия, но не перестарайтесь что бы не сломать пластиковые защелки.

Сняв верхнюю часть крышки остается только извлечь сам жёсткий диск с корпуса и поснимать резиновые подставки, которые служат для того, что бы диск не создавал лишнего шума при работе.

Для того, что бы достать HDD, просто подымаем его вверх. Никаких креплений больше нету, так что может смело его доставать.

Вот так, он должен выглядеть в разобранном виде. На верхней части корпуса, которая на скриншоте справа, Вы можете увидеть девять защелок которые так крепко держали наш корпус.

Как я говорил ранее, что USB – порт впаян на саму плату, а стандартного SATA нет.

Как Вы поняли подключить диск и проверить его не удалось, поэтому, пришлось отправить его на сервис. Также, хочу сказать, что не стоит без надобности разбирать Ваш внешний жесткий диск от компании. В любом случае, даже если Вы сделаете все аккуратно, после разборки могут появиться небольшие щели и маленькие царапины на самом корпусе.

Вот такое вышло не большое руководство по разборке внешних жестких дисков от фирмы HP. Если что-то не получилось, оставляйте комментарии, попытаюсь вам помочь. Так же не забывайте подписываться на RSS или по Email, чтобы следить за обновлениями на .

Разборка внешнего жёсткого диска HP pd500a

Всех приветствую! Сегодня расскажу про то, как проводится разборка и ремонт винчестера. Попал ко мне в руки внешний жесткий диск Western Digital 750 Гб Elements SE Portable WDBABV7500ABK с жалобой на внезапное падение скорости . Подробнее это выглядит так – подключаем винчестер к порту USB, начинаем копирование – сначала скорость держится в районе 22 Мб/с в течение нескольких минут – потом может резко упасть до 200 Кбит/с или вообще повиснуть. После нескольких попыток и перетыканий кабеля показалось, что в разъеме mini-USB имеется плохой контакт, либо микротрещины в месте пайки разъема к плате.

Как разобрать корпус внешнего накопителя

Что ж, разбираем девайс – ведь он уже не на гарантии. Если вспомнить о юзабилити, то скажу, что корпус имеет приятную структуру и скругленные углы, а USB-кабель выглядит добротно.

Корпус жесткого диска собран на защелках , поэтому в указанных на фото местах поддеваем острым ножом и отщелкиваем.

В корпусе винчестер никак не закреплен, кроме резиновых демпферов .

На наклейке винта не указан парт-номер — скорее всего этот жесткий диск сразу планировался для установки в переносной корпус. Питание указано сразу 5В, 0.6 А – плата винчестера не имеет разъема SATA, а сразу установлен разъем mini-USB . Честно говоря первый раз встречаю такое решение, поэтому о надежности устройства могу только строить предположения.

Как снять плату жесткого диска

Чтобы открутить шесть винтов , удерживающих электронную плату, следует использовать отвертку звездочкой T6.

Сняв плату, видим, что она имеет две группы контактов – для питания шагового двигателя и группа контактов интерфейса ввода-вывода.

Разборка и ремонт винчестера — результат диагностики

Осмотрев электронную плату Western Digital, пришел к выводу, что разъем mini-USB припаян очень хорошо и дело не в нем. Начал прозванивать куда дальше сигнал идет – все оказалось просто. С разъема mini-USB сигналы «Data+» и «Data-» проходят через сдвоенные катушки индуктивности и дальше на контроллер Initio INIC-1607B производства компании Silicon Technology Co., Ltd.

Этот контроллер обеспечивает переход от протокола SATA к USB 2.0, так что, при желании можно припаять любимый SATA. Так вот, при прозвонке как-то подозрительно пропадал контакт при изгибе платы – выяснил, что в катушке индуктивности L11 произошла микротрещина из-за изгиба платы . Получается, что электронная плата имеет малую механическую прочность и легко изгибается при подсоединении

С некоторыми теоретическими данными о том, как там все устроено. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз об этом прочитать. И вот, разбирая домашний чулан, попался мне в руки старый жесткий диск (квантум, на два гигабайта, может быть даже еще рабочий), и осенила меня мысль, что непременно надо его разобрать и посмотреть что там внутри. Ну и не будем с этим тянуть.

Первым делом откручиваем электронику (которая, видимо, для лучшего охлаждения, разместилась на отдельной плате снаружи) и разбираем корпус, собранный с помощью винтиков из двух половинок с герметизирующей прокладкой между ними. Внутри все такое чистенькое-аккуратненькое оказалось, не иначе в специальном чистом цехе собиралось.




Видим два диска на общем шпинделе, на которые пишется информация (собственно, сами жесткие диски), и подвижный механизм для считывания. Посмотрим, как устроено читающее устройство. Все оказалось потрясающе просто (и гениально). Честно говоря, ожидал увидеть что-то вроде маленького моторчика - шагового двигателя, а оказалось еще оригинальнее. Коромысло на подшипнике. С одной стороны - считывающие головки - 4 штуки, по одной на каждую сторону из двух дисков, от головок идет по тонкому проводу, то есть считываются каждой головкой последовательность бит. С другой стороны - отклоняющее утройство в виде двух сильных постоянных магнитов и медного контура (индуктивная катушка) на коромысле. При подаче тока на катушку, коромысло отклоняется в нужную сторону, обеспечивая доступ головкам к любой дорожке диска.



Осталось посмотреть, что крутит сами диски. Моторчиками, конечно, нас не удивишь - всякое видали, но все равно любопытно. Тут возникла первая сложность - прикручены диски болтиками, требующими специального ключа в виде звездочки, причем очень маленького размера. Ну, ломать не строить. Возьмем, да высверлим.



Ага, вот и моторчик. Однако и тут некоторые любопытные детали обнаружились. Что здесь назвать ротором, а что - статором сразу и не сообразишь. Ось крепится неподвижно на корпус, к ней - на пластмассовом сердечнике набор электромагнитных катушек. Судя по количеству - 9 штук - и по количеству подходящих электрических контактов - 4 штуки, включаются они по-очереди тройками, управляясь электроникой извне. А "корпус" с постоянным магнитом в виде тонкого колечка вращается вокруг. К нему жестко приделаны круглые пластины носителя. Таким образом, отпадает необходимость в каких-либо щетках или других трущихся контактах, что обеспечивает долговечность работы. Снимаю шляпу!



Ну, вроде дальше детализировать уже не нужно. Смотрим, что нам осталось в сухом остатке от чуда техники конца прошлого века. Несколько железяк на выброс (не в металлолом же их копить?), пара хороших подшипников, горсть мелких болтиков, два блестящих диска - ребенку в игрушки и пара суперсильных магнитов, которые займут свое почетное место на холодильнике. Ну и полностью удовлетворенное любопытство.



Рисунок 1. Во внешнем накопителе Samsung 1.8″ емкость 250 ГБ обеспечивается двумя «блинами»

Как разобрать жесткий диск — взгляд на привод диска изнутри принес интересные откровения в плане общей конструкции и озадачил некоторыми деталями. У меня есть два внешних USB диска Samsung 1.8″, которые раньше я использовал для резервного копирования всех своих наработок. Их емкость равна 250 ГБ.

Один из них я держал в сейфе, другим пользовался и раз в месяц менял диски местами. Но теперь у меня есть твердотельный накопитель 1 ТБ. Недавно я извлек приводы Samsung из ящика, чтобы убедиться, что они все еще работают. Один из них заработал, но лишь один раз. После копирования кучи музыкальных файлов на диск он жил в течение нескольких дней, а затем просто повесил мой ноутбук с Windows 7. Для инженера это был прекрасный повод разобрать его (Рисунок 1).

Что мне сразу понравилось в дисководе — его размеры (Рисунок 2).


Рисунок 2. Накопитель Samsung 1.8″ имеет встроенный контроллер USB и питается только от разъема USB

Принцип разборки диска

Он меньше колоды карт, но при этом хранил результаты всех моих работ. Благодаря наличию USB я мог брать диск на работу, если мне требовался старый файл. Одна из причин, по которой я извлек его из ящика, заключалась в том, чтобы посмотреть, может ли он снабжать музыкой мою новую автомобильную стереосистему Joying Android и еще, чтобы понять как разобрать жесткий диск .

Оказалось, что Joying в принципе видит диск и играет музыку, но для него я свой накопитель убил, поскольку несколько лет назад отформатировал его в NTFS. Форумы объяснили мне, что большинству автомобильных стереосистем для внешнего хранилища требуется файловая система FAT32.


Рисунок 3. Резиновые ударопоглотитепи амортизируют привод внутри его пластикового корпуса

Привод был смонтирован в пластмассовом корпусе с двумя вложенными резиновыми ударопоглотителями (Рисунок 3). Похоже, производители потребительских товаров любят полиимидную пленку, о чем свидетельствует небольшой кусочек, прикрепленный к корпусу разъема USB.

Элегантные внутренности


Рисунок 4. Разложенные части дискового накопителя демонстрируют высокую точность изготовления потребительского продукта в условиях крупномасштабного производства

Внутренности накопителя элегантны и очень хорошо сконструированы (Рисунок 4). Как разобрать жесткий диск и последовательность разборки показана на картинках. Слева изготовленная литьем под давлением верхняя крышка корпуса с черной демпфирующей прокладкой в центре. Прокладка и часть винтов разбросаны 8 разных местах фотографии. Над крышкой видна этикетка. Далее лежит один из резиновых амортизаторов. Затем мы видим отштампованную из листового металла верхнюю часть корпуса привода с гайкой шпинделя и один из «блинов» над ней.

За ними следуют магниты и блок головок. Выше — шайба, разделяющая два «блина». Далее видим нижнюю часть штампованного корпуса с установленным двигателем шпинделя. Справа от них находится оранжевый механизм парковки головок, а также другой резиновый амортизатор. Еще правее лежит печатная плата, на которой смонтирована вся электроника. В общем, чтобы понять как разобрать жесткий диск — ничего в этом сложного нет

Чтобы привод был как можно более тонким, в плате сделано большое отверстие и угловые выборки. Над печатной платой расположена металлизированная накладка, которая электрически соединена с корпусом разъема USB и закрывает микросхему моста USB. В крайнем правом углу лежит нижняя крышка с изоляционной прокладкой, отделяющей печатную плату от привода. Черная демпфирующая прокладка осталась на своем первоначальном месте.

Печатная плата накопителя


Рисунок 5. Форма печатной платы дискового накопителя повторяет все его внутренности

Переходные отверстия, которыми прошит весь периметр печатной платы, предотвращают излучение электромагнитных помех из ее краев (Рисунок 5). Это обратная сторона печатной платы. Слева находится разъем для подключения плавающих головок. Кварцевый резонатор и микросхема моста USB-АТА JM20335 были накрыты металлизированной прокладкой.


Рисунок б. На обратной стороне печатной платы накопителя тоже есть компоненты и разъемы

На внутренней стороне печатной платы установлен чип контроллера TLS2309 компании Texas Instruments (Рисунок 6). Этот чип управляет двигателем шпинделя, который подключается разъемом в верхнем углу платы. Стоящий рядом большой танталовый конденсатор обеспечивает мотор импульсным током. Внизу видим микросхему Marvell 88i8038 — контроллер интерфейса РАТА (параллельный АТА) и интерфейс считывающей головки. В правом углу — разъем USB. Ниже его — синий светодиод, зажигающийся при подключении дисковода. Под светодиодом находится микросхема регулятора напряжения.


Рисунок 7. Четырехконтактный разъем для двигателя шпинделя представляет собой изощренную конструкцию, соединенную с гибкой схемой, установленной в корпусе

Разъем плоского кабеля

Разъем плоского кабеля двигателя шпинделя сконструирован очень грамотно (Рисунок 7). Винт, проходящий прямо через середину разъема, обеспечивает поддержание постоянного давления на контакты. Все контакты выглядят позолоченными. Черная изолирующая прокладка находится в своем конструктивном положении. Вероятно, она также служит звукопоглотителем. Кроме того, она может быть достаточно проводящей, чтобы экранировать двигатель шпинделя, который при работе излучает электромагнитные помехи.

Электродвигатель шпинделя приклеен к металлическому корпусу эпоксидным составом и оставлен на своем месте (Рисунок 8). Коромысло и разъем плавающих головок сделаны в виде самостоятельного сборочного узла. Это позволяет проверять их перед финальной сборкой. Вы можете видеть петлю проводов, расположенную между магнитами, которая обеспечивает движение головок. Магниты сделаны из редкоземельных соединений и очень сильны. Коромысло было закреплено на корпусе тремя винтами.


Рисунок 9. Функция небольшой детали из черного пластика е правом верхнем углу корпуса-загадка

Внутри диска была таинственная деталь из черного пластика (Рисунок 9). Нижняя сторона выходила в атмосферу. Но внутренняя полость казалась запечатанной изнутри диска. Может быть, белая пленка сверху — это проницаемая мембрана, позволяющая выравнивать давление воздуха внутри и снаружи привода. Еще одна загадочная деталь — маленькая белая накладка. Ее охватывала черная пластиковая деталь, но я не могу понять, для чего бы она могла использоваться.

gastroguru © 2017