О деятельности платежных агентов (Бычков А.). Агент интернет-магазина по доставке и приему наличных Торговля за наличный расчет

Многие интернет-магазины, особенно работающие в крупных городах, дают возможность покупателю получить заказанный товар курьером, и оплатить наличными деньгами в момент доставки. Однако для многих интернет-магазинов это превращается в настоящий кошмар – покупка, регистрация, обслуживание кассового аппарата, соблюдение времени выдачи чека, сдача наличных в банк и т.п. Подробнее об обязанности выдавать чек.

Хорошо, что это можно переложить на чужие плечи! Большинство фирм, предлагающих услуги курьерской доставки, могут взять на себя обязанности по получению наличной выручки. В результате вы получаете выручку сразу на расчетный счет, курьерская служба – это агент интернет-магазина. Как организовать документооборот в интернет-магазине при работе с агентом, как вести учет – об этом говорим в статье.

Агент интернет-магазина для приема наличных

Реализацию товаров интернет-магазином через агента можно представить в виде такого алгоритма:

1. Магазин получает заявку от покупателя через сайт или по телефону. Стоимость доставки включается в стоимость заказа.

2. Заказанный товар передается магазином (принципалом) агенту для доставки.

3. Агент доставляет товар покупателю и получает с него наличные (на всю сумму заказа), пробивает кассовый чек.

4. Агент переводит оплату от покупателя на расчетный счет магазина за вычетом своего вознаграждения (обычно берется в %). Услуги по доставке, как правило, оплачиваются отдельно по выставленному агентом счету.

С точки зрения гражданского законодательства агент от имени интернет-магазина (принципала) и за его счет заключает с покупателем договор розничной купли-продажи (ст.1005 ГК). Внешне это выглядит как доставка товара и получение оплаты. С точки зрения законодательства имеет место не доставка, а передача товара покупателю, поскольку, когда курьер приносит покупателю товар, то договор еще не заключен (ст.492,493).

Документооборот между принципалом и агентом

Нормативные документы не регламентируют формы, по которым товар передается агенту от принципала. Поэтому можно создать и согласовать как приложение к договору такие документы, которые будут вам удобны. Как правило, у агента, давно работающего на рынке, уже разработаны такие формы, и он их вам предложит использовать.

На практике документооборот зависит от того, в каком виде товары передаются агенту от принципала.

1. Агент получает от принципала готовую «посылку» под конкретную заявку покупателя, т.е. товар комплектует, упаковывает, маркирует принципал. В этом случае с товаром принципал передает агенту документ, который затем пойдет покупателю. Это может быть накладная или документ с другим названием – см. ниже, а также статью про. Передача скомплектованных заказов агенту может подтверждаться отдельным документов, например, актом.

2. Агент получает партию товара заранее и производит комплектацию и упаковку самостоятельно, при получении подтвержденной заявки от принципала. При передаче партии товара оформляется накладная (например, по форме ТОРГ-12) или акт приема-передачи. Документы для покупателя по каждой заявке формирует агент.

После оказания услуг или по окончанию установленного периода (например, неделя или месяц) агент составляет и направляет принципалу отчет агента по приему денежных средств и доставке клиенту, в котором прописываются подробности выполненных заказов. Пример отчета вы можете видеть на рисунке.

Документооборот между агентом и покупателем

Теперь поговорим о том, какие документы должен передать агент покупателю. При этом будем иметь в виду следующее:

1. Для заключения договора розничной купли-продажи достаточно передачи покупателю кассового чека (ст.493 ГК).

2. Агенту необходимо иметь подтверждение того, что товар действительно передан покупателю (а это значит, что только выбить чек недостаточно).

3. Покупателю согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом (утв. Постановлением правительства от 27.09.2007г. №612 необходимо довести дополнительную информацию до покупателя (название, свойства, цена товара, условия покупки, правила пользования, возврат и др.). Это тоже нужно сделать в письменном виде.

Получается, что передать покупателю только один кассовый чек недостаточно. Тем более что в чеке будут фигурировать реквизиты агента, а не интернет-магазина. Поэтому нужно, чтобы покупатель понимал, что агент действовал от имени магазина, а в случае претензий обращался в магазин, а не к агенту.

При продаже через агента не получится использовать товарный чек, т.к. он не содержит подписи покупателя, и к тому же на руках у агента снова ничего не остается.

Поэтому принципалу и агенту следует согласовать форму специального документа. Назвать ее можно как угодно, пусть это будет накладная. В ней можно указать следующую информацию:

Описание заявки покупателя – что заказано: название товара, количество, цена, итоговая стоимость и др.;

Данные продавца: название, ИНН, контактная информация;

Действие агента по поручению магазина на основании договора (дата и номер);

Гарантийные обязательства, порядок предъявления претензий;

Информация о доставке: дата и подпись покупателя о получении товара.

Документ составляется в 2 экземплярах, один остается у покупателя, другой – у агента.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете интернет-магазина при реализации товаров покупателю через агента возникнут следующие проводки:

Дебет 76 – Кредит 41 – товары переданы агенту

Дебет 76 – Кредит 90-1 – признана выручка согласно отчету агента

Обратите внимание: выручку нужно признавать на те даты, когда покупатель оплатил товар агенту! Признается выручка (доходы от продаж) в полном объеме – по суммам, которые уплатил покупатель, без уменьшения на удержанное агентское вознаграждение.

Дебет 90-2 – Кредит 76 – списана себестоимость переданных и проданных товаров согласно отчету агента

Дебет 51 – Кредит 76 – поступила на расчетный счет выручка от агента за минусом агентского вознаграждения

Дебет 44 – Кредит 76 – начислено вознаграждение агента (на дату отчета агента)

Дебет 44 – Кредит 76 – выставлен счет агентом за услуги по доставке

Дебет 76 – Кредит 51 – оплачены услуги по доставке с расчетного счета

Если вам нужна консультация по бухгалтерскому учету и налогообложению в интернет-магазине, пишите мне на странице . Узнайте, чем я могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу .

Упрощенка, N 11, 2009 год
Рубрика: Комментарии
Подрубрика: Отрасль
Н.А.Теплова,
эксперт журнала "Упрощенка"


С появлением терминалов самообслуживания стало намного проще расплачиваться за некоторые услуги, работы и товары. Терминальный бизнес быстро набрал обороты, однако до сих пор не был законодательно урегулирован. В новом году все изменится

Схема работы с терминалами такова. Организация или индивидуальный предприниматель покупает терминал и заключает с владельцем платежной системы или его представителем договор, согласно которому открывается специальный лицевой счет. Прежде чем запустить терминал в работу, тот, кому он принадлежит, должен на этот счет перечислить сумму, в пределах которой и будут приниматься платежи от населения.

Клиент оплачивает какую-то услугу (мобильные звонки, доступ в Интернет и т.д.), информация фиксируется на сервере платежной системы, и деньги со счета владельца терминала списываются на счет поставщика услуги (оператору связи, провайдеру и т.д.). Сумма, внесенная клиентом, поступает поставщику, а клиенту выдается квитанция (чек) об оплате. Прибыль владельца терминала складывается из комиссии с каждого платежа, которая берется с плательщиков, и вознаграждения, получаемого от поставщиков услуг. Обратите внимание: владелец платежной системы может не обращаться к сторонней фирме, а приобрести собственный терминал.

1 января 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ), который устанавливает порядок расчетов населения через терминалы.

Приведем основные понятия, используемые в данной сфере деятельности (ст.2 Закона N 103-ФЗ) .

Оператором по приему платежей называется юридическое лицо (владелец платежной системы), заключившее с поставщиком договор о приеме платежей от физических лиц. Заметим, индивидуальный предприниматель не может быть оператором.

Платежный субагент - это организация или индивидуальный предприниматель, связанные договором с оператором. Другими словами, фирма, которая приобрела терминал и принимает деньги от граждан.

Оператор и субагент являются платежными агентами . За посредничество они получают вознаграждение от поставщиков и вправе взимать комиссию с плательщиков.

Об этом говорится в пункте 2 статьи 3 Закона N 103-ФЗ

Поставщиками могут быть:

- юридические лица (кроме кредитных организаций) или индивидуальные предприниматели, реализующие товары (выполняющие работы, оказывающие услуги);

- юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым оплачивается жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ ;

- органы государственной власти и местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, получающие деньги от плательщика на основаниях, установленных законодательством.

Плательщиком является физическое лицо, передающее платежному агенту деньги для расчета с поставщиком. Задолженность признается погашенной в сумме, внесенной агенту, за вычетом вознаграждения в момент ее передачи платежному агенту (п.3 ст.3 Закона N 103-ФЗ) .

Платежный терминал позволяет населению автоматически осуществлять платежи без участия представителя агента.

Юридические вопросы

Оператор от своего имени или от имени поставщика и за его счет принимает деньги от плательщиков, которые погашают свои обязательства перед поставщиком, и, придерживаясь договора о приеме платежей от физических лиц и законодательства, рассчитывается с партнером (п.1 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Таким образом, без указанного договора работать оператору нельзя.

По запросу плательщика поставщик должен предоставить информацию о местах приема платежей и своих платежных агентах (п.3 ст.4 Закона N 103-ФЗ) .

Договор о приеме платежей от физических лиц должен предусматривать обеспечительные меры по исполнению обязательства оператора перед поставщиком (п.4 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Это может быть неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, страхование риска гражданской ответственности и т.д. (п.1 ст.329 ГК РФ). Способ обеспечения исполнения обязательств выбирают стороны.

Если договором не запрещено, оператор может привлекать субагентов (п.7 ст.4 Закона N 103-ФЗ). С ними тоже оформляется договор о приеме платежей (п.9 ст.4 Закона N 103-ФЗ), положения (условия) которого аналогичны указанным в договоре с поставщиком (порядок расчета оператора и субагента, обеспечительные меры по исполнению обязательств и пр.).

Субагенты принимают платежи от своего имени либо от имени оператора, а если это предусмотрено договором между оператором и поставщиком - от имени поставщика (п.8 ст.4 Закона N 103-ФЗ), действуя за счет того или другого (п.9 ст.4 Закона N 103-ФЗ).

Таким образом, оператор, желающий привлечь субагента, должен заключить два договора - с поставщиком и субагентом. Без этих документов принимать платежи от граждан не разрешается (п.11 ст.4 Закона N 103-ФЗ) .

На каждом терминале (на заставке экрана или корпусе) нужно разместить:

- адрес пункта приема платежей;

- наименование, ИНН и место нахождения оператора по приему платежей или платежного субагента;

- наименования поставщиков;

- реквизиты договоров между оператором и поставщиками, если платежи принимает оператор, или между оператором и субагентом, если платежи принимает субагент;

- размер комиссии, если она удерживается;

- способы подачи претензий;

- телефоны поставщиков, оператора по приему платежей и платежного субагента, если он есть;

- адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ контролировать прием платежей.

Необходимые сведения перечислены в пункте 13 статьи 4 Закона N 103-ФЗ

Для расчетов с поставщиком (или оператором) платежный агент пользуется отдельным банковским счетом, на который поступают все наличные суммы, перечисляемые гражданами.

Постановка операторов на учет и идентификация плательщиков

Руководствуясь Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - Положение), перед тем как приступить к работе, оператор в течение 30 дней после государственной регистрации подает в Росфинмониторинг (п.3 и 4 Положения):

- заявление (форма произвольная) с подписью руководителя и печатью организации;

- карту постановки на учет (форма 2-КПУ , утвержденная приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164).

В течение десяти дней принимается решение (п.7 Положения), которое выдается представителю организации под роспись либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28

Заметим, что в постановке на учет может быть отказано только в том случае, если документы были оформлены неверно (п.6 Положения). Их можно исправить и в течение пяти дней вновь обратиться в Росфинмониторинг (п.8 Положения).

Об изменении указанных в карте сведений нужно сообщить не позднее пяти дней (п.10 Положения).

За нарушение Положения предусмотрена ответственность (ст.15.27 КоАП РФ). Должностные лица наказываются на сумму от 10 000 до 20 000 руб., организации - от 50 000 до 500 000 руб. Юридических лиц могут вместо штрафа обязать приостановить деятельность на срок до 90 дней.

Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) в определенных обстоятельствах оператор должен идентифицировать плательщиков (п.6 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Устанавливаются следующие сведения (подп.1 п.1 ст.7 Закона N 115-ФЗ) :

- ФИО;

- гражданство;

- реквизиты документа, удостоверяющего личность;

- данные миграционной карты;

- реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России;

- адрес места жительства (регистрации) или пребывания;

- ИНН (при наличии).

Идентификация не предусмотрена при расчетах в пределах 30 000 руб.:

- с бюджетами всех уровней, в том числе по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, а также пеням и штрафам;

- за услуги бюджетных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, а также местного самоуправления;

- за жилье, коммунальные и связевые услуги, охрану квартир и установку охранной сигнализации;

- по взносам в садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения и гаражно-строительные кооперативы;

- за платные автомобильные стоянки;

- по алиментам.

Случаи, когда идентификация граждан не проводится, перечислены в пункте 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ

Во всех других случаях независимо от размера перечислений проводится идентификация граждан.

Об этом говорится в пункте 2 статьи 8 Закона N 121-ФЗ

Обратите внимание: статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (далее - Закон N 121-ФЗ) в пункт 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу спустя 180 дней после официальной публикации, то есть 6 декабря 2009 года. Максимальная сумма платежа, причем любого назначения, при которой операторы не обязаны выяснять личные данные, составит 15 000 руб.

Субагенты вправе принимать платежи только тогда, когда идентификация плательщиков не требуется (п.10 ст.4 Закона N 103-ФЗ), поэтому им не нужно вставать на учет в Росфинмониторинге.

Возможность применения упрощенной системы

Прием платежей через терминалы не относится к видам деятельности, при которых согласно пункту 3 статьи 346.12 НК РФ упрощенная система налогообложения запрещена. Поэтому, если остальные ограничения, предусмотренные и 346.13 НК РФ , соблюдены, платежные агенты (операторы и субагенты) вправе ее применять.

Уточним один момент. Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ доходы при упрощенной системе, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ , по итогам отчетного (налогового) периода не должны превышать 20 млн. руб., умноженных на коэффициент-дефлятор. Что сравнивать с лимитом - всю сумму, внесенную в терминал, или только комиссию, удержанную из средств плательщика, плюс вознаграждение от поставщика (или оператора)?

С 1 января 2010 года лимит доходов составит 60 млн. руб. (п.4.1 ст.346.13 НК РФ в новой редакции)

Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ доходы, указанные в статье 251 НК РФ , не облагаются единым налогом, в том числе имущество (деньги), полученные комиссионером, агентом или иным поверенным для исполнения соответствующих обязательств (подп.9 п.1 ст.251 НК РФ). Договор о приеме платежей от физических лиц, на основании которого работают платежные агенты, по сути является посредническим. Поэтому в лимитируемые доходы включается только комиссия и вознаграждение. Другие суммы, поступившие от плательщика и перечисленные поставщику (или оператору), в них не входят.

Кассовый аппарат

Нужно ли платежные терминалы оснащать ККТ? Налоговые органы считают, что нужно, так как платежный терминал не включен в Госреестр и не относится к кассовой технике (письма ФНС России от 20.09.2006 N 06-9-10/322@, а также УФНС России по г. Москве от 17.04.2006 N 22-12/31184 и от 09.02.2007 N 22-12/012443).

Существует и другая точка зрения. Согласно статье 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ) наряду с контрольно-кассовыми машинами, имеющими фискальную память, при расчетах наличностью или по платежным картам можно применять электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, а также программно-технические комплексы. Поэтому к организациям и индивидуальным предпринимателям, использующим кассовые устройства, предусмотренные Законом N 54-ФЗ , не могут быть предъявлены претензии за отсутствие контрольно-кассовой машины. Таким образом, работа на более совершенном аппарате равноценна применению обычной кассовой техники.

Вывод Пленума ВАС РФ, который содержится в пункте 2 постановления от 31.07.2003 N 16

Согласно статье 14.5 КоАП РФ административная ответственность следует, если при расчетах наличными или по платежным картам за товары (работы, услуги), оговоренные законодательством, не применяются контрольно-кассовые машины. Президиум ВАС РФ указал (постановление от 28.01.2008 N 11301/07), что прием денег через терминалы не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного в статье 14.5 КоАП РФ . То есть владельцев терминалов, в которых нет фискальной памяти, нельзя привлечь к административной ответственности.

Объективная сторона административного правонарушения - это действие или бездействие, запрещенные правовыми нормами, за которые установлена ответственность

Как показывает арбитражная практика, суды обычно прибегают к такому же доводу (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2008 N А82-3069/2007-22 , Поволжского округа от 11.03.2008 N А12-18304/07-С24 и Западно-Сибирского округа от 27.09.2007 N Ф-04-6618/2007 (38538-А46-27)) . Дополнительным аргументом служит наличие квитанций, выдаваемых клиентам, в которых обозначены номер терминала, сумма, дата и время платежа, контактный телефон, а также другие реквизиты, с помощью которых можно контролировать оборот наличности. А раз терминал позволяет это осуществлять, ни охраняемые общественные отношения в сфере торговли и услуг, ни налоговая дисциплина не страдают и состава правонарушения, приведенного в статье 14.5 КоАП РФ , нет. Значит, наказание не назначается.

До сих пор можно было решать самим, использовать ли в терминалах кассовый аппарат. Одни, кто не хотел осложнений, использовали, для других дело чаще всего заканчивалось судом. Однако с 1 января 2010 года выбора не останется. Согласно пункту 12 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежные агенты обязаны применять ККТ с фискальной памятью и контрольной лентой, также как и соблюдать остальные требования законодательства к наличным денежным расчетам.

Кроме того, Законом N 121-ФЗ внесены изменения в , вступающие в силу 1 января 2010 года (п.1 ст.8 Закона N 121-ФЗ). Ответственность будет предусмотрена за отсутствие кассовой техники, а не кассовых машин.

Итак, с нового года любые терминалы будут оснащаться ККТ и после оплаты станут отпечатывать чек (п.1 ст.5 , подп.4 п.1 ст.6 и ст.8 Закона N 103-ФЗ). Необходимо, чтобы записи на нем были различимы хотя бы в течение шести месяцев (п.3 ст.5 Закона N 103-ФЗ) .

В чеке должны содержаться (п.2 ст.5 Закона N 103-ФЗ) :

- наименование документа (кассовый чек);

- наименование товара (работы, услуги);

- принятая денежная сумма;

- размер комиссии (в случае взимания с плательщика);

- дата и время приема денег, номер чека и контрольно-кассовой техники;

- адрес места установки терминала;

- наименование, ИНН и место нахождения платежного агента;

- телефон поставщика и оператора (или субагента).

К аппарату, размещаемому в терминале, предъявляются требования законодательства о применении кассовой техники при наличных денежных расчетах (п.4 ст.6 Закона N 103-ФЗ). При переносе терминала агент обязан в тот же день уведомить налоговый орган о новом адресе (п.5 ст.6 Закона N 103-ФЗ).

Кассовый механизм в составе терминала

В связи с введением Закона N 103-ФЗ потребовалось внести изменения в Закон N 54-ФЗ , которые были приняты Законом N 121-ФЗ и вступают в силу 1 января 2010 года.

В добавлена характеристика платежного терминала, а в - встроенного в него кассового аппарата (новый пункт 1.1). Кассовый аппарат, снабженный фискальной памятью, контрольной лентой и часами реального времени, к которому прилагается паспорт установленного образца, должен:

- обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение данных о платежах на контрольной ленте и в фискальной памяти;

- работать в фискальном режиме, а в иных - исключать выдачу кассового чека;

- передавать в фискальном режиме зарегистрированные данные о платежах в некорректируемом виде другим узлам терминала.

Опломбированное в предусмотренном порядке устройство следует зарегистрировать в налоговом органе по месту учета налогоплательщика, указав адрес нахождения терминала

Налоговый учет доходов

Как было сказано, при упрощенном режиме, как и при общем, не отражаются доходы, упомянутые в статье 251 НК РФ . Согласно подпункту 9 пункта 1 деньги и другое имущество, поступившие в соответствии с условиями посреднического договора, не учитываются. Поэтому суммы, инкассированные из терминала и перечисленные поставщику (или оператору), в налоговую базу оператора (или субагента) не включаются.

Ссылка на дана в подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ

Оператор (или субагент) вправе взимать с клиента комиссию, если это предусмотрено договором с поставщиком (или с оператором). Ее удерживают из платежа и поставщику (или оператору) не переводят, а включают в свои облагаемые доходы (подп.9 п.1 ст.251 НК РФ). Согласно кассовому методу, используемому при упрощенной системе, доходы признаются в день, когда налогоплательщик получает деньги на банковский счет или в кассу либо задолженность перед ним погашается иным способом (п.1 ст.346.17 НК РФ). Значит, комиссию нужно учесть в день поступления денег в терминал.

Обычно по итогам месяца поставщик (или оператор) выплачивает оператору (или субагенту) вознаграждение. Оно тоже отражается в облагаемых доходах сразу, как только получено (подп.9 п.1 ст.251 НК РФ) .


Пример 1

ООО "Спринт", применяющее УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, принимает платежи от физических лиц через терминал в качестве агента. Согласно договору, заключенному с поставщиком, с каждого платежа агент вправе удерживать комиссию в размере 3%. Кроме того, по итогам каждого месяца ему полагается вознаграждение, равное 1,2% от суммы, переведенной поставщику.

В октябре 2009 года пользователи сотовой связи уплатили через терминал, принадлежащий ООО "Спринт", 315 000 руб. Поставщик перечислил вознаграждение 2 ноября. Отразим в налоговой базе доходы ООО "Спринт".

Комиссию в размере 9450 руб. (315 000 руб. х 3%) следует включить в облагаемые доходы, но не всю сразу, а по мере поступления денег в терминал, то есть ежедневно отражать по 3% с суммы, полученной от клиентов. Остальная часть, перечисленная на расчетный счет поставщика, - 305 550 руб. (315 000 руб. - 9450 руб.) на налоговую базу не повлияет. 2 ноября 2009 года нужно увеличить доходы на вознаграждение. Оно составляет 3666,6 руб. (305 550 руб. х 1,2%).


Налоговый учет расходов

Обсудим некоторые характерные затраты. Напомним, что учесть их могут лишь те организации и предприниматели, которые применяют упрощенную систему с объектом налогообложения доходы минус расходы.

Затраты на покупку и установку

Как правило, стоимость терминала превышает 20 000 руб., а срок полезного использования - 12 месяцев. Значит, он является амортизируемым имуществом и относится к основным средствам (п.4 ст.346.16 и п.1 ст.256 НК РФ). Затраты на покупку таких объектов признаются согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ и списываются равными долями поквартально в течение налогового периода после оплаты и ввода в эксплуатацию (подп.1 п.3 ст.346.16 и подп.4 п.2 ст.346.17 НК РФ). Имеется в виду, что покупка совершена, когда применялась упрощенная система. Если объект приобретен раньше, при другом налоговом режиме, его остаточная стоимость учитывается в зависимости от срока полезного использования (подп.3 п.3 ст.346.16 НК РФ) .

Об этом можно прочитать в статье "Учет основных средств, приобретенных до перехода на упрощенную систему" // Упрощенка, 2009, N 4, а также на с.60

Заметим, что при упрощенном режиме первоначальная стоимость основных средств определяется по правилам бухгалтерского учета (п.3 ст.346.16 НК РФ). Согласно пункту 8 ПБУ 6/01 , утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н , в нее входят суммы, затраченные на приобретение, перевозку и доводку объекта до рабочего состояния. Поэтому транспортные расходы и плата за подключение к электросети увеличат первоначальную стоимость терминала.


Пример 2

ООО "Молния" применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. 19 октября 2009 года общество купило и рассчиталось за платежный терминал стоимостью 56 000 руб. (в том числе НДС 8542,37 руб.). 21 октября терминал перевезли, оплатив доставку, а 22-го - подключили. Стоимость транспортных услуг - 8500 руб. (без НДС), установки - 6200 руб. (без НДС). Терминал введен в эксплуатацию 23 октября. Отразим затраты на его покупку в налоговой базе.

Первоначальную стоимость составят суммы, уплаченные за терминал, его доставку и подключение. Она равна 70 700 руб. (56 000 руб. + 8500 руб. + 6200 руб.). Терминал приобретен, оплачен и введен в эксплуатацию в IV квартале 2009 года. Значит, 70 700 руб. можно отразить в разделе 1 Книги учета доходов и расходов 31 декабря (таблица на с.84).

При упрощенной системе НДС не возмещается, поэтому его включают в первоначальную стоимость основных средств

Если терминал арендуется, расходы признаются согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ . Только нельзя забывать, что при упрощенной системе это возможно после их осуществления и оплаты (п.2 ст.346.17 НК РФ). Поэтому аванс списывается лишь после того, как закончится оплаченный месяц. Кстати, чтобы установить терминал, достаточно квадратного метра площади, которую точно так же можно арендовать, а плату за нее включать в налоговую базу (подп.4 п.1 ст.346.16 НК РФ).

Таблица. Фрагмент заполнения Книги учета доходов и расходов ООО "Молния" за IV квартал 2009 года

Дата и номер первичного документа

Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы

Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы

Итоговое значение графы 12 раздела 2 за IV квартал 2009 года

Учтена в расходах покупная стоимость терминала

…Выручку из терминалов извлекают специальные службы. При упрощенной системе признается стоимость услуг кредитных организаций (подп.9 п.1 ст.346.16 НК РФ). Инкассация является банковской услугой (ст.5 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1), поэтому издержки на нее учитываются.

Некоторые владельцы страхуют терминалы от вандализма, пожара и взломов. К сожалению, при упрощенной системе разрешено учитывать только стоимость обязательного страхования имущества, предусмотренного законодательством (подп.7 п.1 ст.346.16 НК РФ) . Терминалы страхуются по желанию, поэтому стоимость страховки отразить в налоговой базе не удастся.

Банковский платежный агент (Б.П.А.) – это вспомогательный канал связи, выступающий юр. лицом, (не относящееся к кредитным учреждениям) или ИП, которые нанимаются кредитными учреждениями с целью выполнения различных банковских задач.

Рассмотрим регулирование банковской деятельности на законодательном уровне. Из ФЗ “О банковской деятельности”, следует, что платежный агент является лицом, принимающим денежные средства для оплаты различных услуг физ. лицам, для зачисления их на счет в банке.

С 2011 года, банковские агенты по платежам получили дополнительные права:

  • принятие и выдача физ. лицу материально-денежных средств, и осуществление операции с денежными средствами самостоятельно при помощи терминалов и банкоматов;
  • прием с дальнейшим переводом (цель платежа не имеет значения);
  • появилась возможность задействовать субагентов, т.е. лиц, которым прямой агент перепоручил свои функции;
  • осуществлять удостоверение личности клиента, не прибегая к открытию счета в банке;
  • предоставление клиентам возможности осуществления перевода денежных средств путем безналичных расчетов.

Что такое платежное поручение и как его правильно оформить вы можете узнать в этом видео:

Обязательства, возложенные на банковского агента по платежам

От исполнения перечисленных ниже обязательств напрямую зависит безопасность платежей:

  • Подписание договора. Без него деятельность агента невозможна.
  • Оператор обязан состоять на учете в Федеральной службе по фин. мониторингу.
  • Открытие счета для сделок с теми или иными активами, при приеме платежей.
  • Банк не должен выступать в роли оператора или лицом, которому прямой агент перепоручил свои функции, т.е. субагентом.

Агентам данная рабочая деятельность приносит невысокий доход. С целью его увеличения посредники осуществляют регистрацию энного количества юр. лиц и с помощью них предоставляют в аренду терминалы.

Курьерские копании тоже не имеют никакого отношения к платежным агентам. Они производят доставку товара и прием денежных средств от заказчиков в счет оплаты. Идентично можно охарактеризовать и тур. фирмы.

Ранее Федеральная налоговая служба предъявляла им штрафы за несоблюдение закона о платежных агентах. Причина этому – перевод средств тур. агентами оператору, за оказанные услуги.


Банковский агент как участник платежной системы.

Последние, были вынуждены по средствам обращения в суд, оспаривать решение Федеральной налоговой службы, объясняя это следующими фактами:

  1. Тур. агентства осуществляют подпор и бронь оптимального клиенту тура. За что собственно и получают часть прибыли.
  2. Работа осуществляется, только при наличии подписанного с оператором договора. В данных документах нет реквизитов спец. счета, с помощью которого агентами проводятся необходимые операции.

Приведенные выше факты нарушают Федеральный Закон.

Возможные риски

Есть в данной сфере свои недостатки и риск. Например, деятельности имеющей отношение к переводам средств при помощи терминалов для оплаты, свойственны риски вовлечения организации по кредитованию в процесс отмывания прибыли, полученной незаконным путем.

Так же этим способом возможно оказание финансовой поддержки терроризма. Это главные отрицательные моменты, связанные с эксплуатацией платёжных терминалов.

Рассмотрим фактор, способствующий снижению данного риска. Речь идет о наложенном законодательством лимите на разовую операцию в рамках не более 15 000руб., без установления личности плательщика. Законно провести операцию с крупной денежной суммой при помощи платежного терминала довольно проблематично. Так как придётся вручную производить большое количество перечисление с вашего счета денежных средств.

Риски отмывания прибыли и финансовой поддержки терроризма терминалов, которые находятся в собственности и обслуживаются кредитной организацией оцениваются как допустимые.

На порядок существеннее риск агентских операций, где банк, выступающий инициатором заключения договора лишен возможности полного контроля терминальных аппаратов.

Следовательно, зачисление денежных средств мимо терминала из стороннего источника гораздо выше. Реализация данных рисков возможна двумя способами:

  • обналиченные денежные средства передаются третьему лицу, тем самым нарушая закон;
  • операции, которые производит агент совершаются без участия реального клиента-плательщика. Это умышленно фиктивные операции.

Концепция деятельности банковского платежного агента должна полностью соответствовать прописанным в законодательстве требованиям. Организациям, находящимся в сотрудничестве с посредниками необходимо иметь спец. счет, чтобы прием поступающих средств происходил исключительно через данный транзит.

Как осуществляется учет денежных средств у платежного агента вы можете посмотреть тут:

Предприятие осуществляет розничную продажу алкогольной продукции, может ли оно осуществлять расчеты с покупателями через платежного агента?

Однако осуществление каких-либо сделок в рамках агентского договора по продаже алкогольной продукции лицом, не являющимся собственником этой продукции, противоречит действующему законодательству, заключение договоров купли-продажи в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, запрещено. Заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными (ст. 26 Закона № 171-ФЗ).

То есть если принципал совершает сделку по продаже алкоголя от своего имени – он обязан использовать собственный ККТ для выдачи чека покупателю, иное будет нарушением кассовой дисциплины ( Кодекса РФ об административных правонарушениях). Совершать продажу алкоголя от имени принципала агент не вправе, это нарушает запрет, установленный ст. 26 Закона № 171-ФЗ. А продавать алкоголь от своего имени агент не вправе, если у него нет алкогольной лицензии ( КоАП РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1 , п. , ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).*

Применение ККТ

Платежные агенты, применяющие платежные терминалы или банкоматы , обязаны:

  • устанавливать ККТ в платежный терминал или банкомат независимо от того, кому он принадлежит. ККТ должна быть установлена внутри корпуса терминала (банкомата), содержащего устройство для приема или выдачи наличных;
  • регистрировать ККТ в налоговой инспекции . При регистрации ККТ агент должен указать адрес места ее установки в составе терминала (банкомата);
  • применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
  • выдавать кассовый чек;
  • вести и хранить документацию по ККТ;
  • обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее .

Ведение Государственного реестра ККТ возложено на ФНС России (п. 5.5.11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены , утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39 .

Формы первичной учетной документации КМ-1 , КМ-2 , КМ-3 , КМ-4 , КМ-5 , КМ-6 , КМ-7 , КМ-8 ,КМ-9 платежные агенты заполнять не обязаны.

Ведь эти формы предназначены для учета денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ. Деятельность платежных агентов к торговле не относится. Это отдельный вид деятельности по приему платежей граждан, а именно прием от плательщика денег на оплату товаров (работ, услуг) и последующие расчеты с поставщиком таких товаров (работ, услуг).

Такой вывод следует из положений Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ,указаний , утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 .

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Торговля за наличный расчет

При продаже товаров в розницу за наличный расчет (или с использованием платежных карт) оформите и выдайте покупателю кассовый чек. Таковы требования Гражданского кодекса РФ и пункта 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

При ведении отдельных видов деятельности при торговле товарами кассовый чек можно не выдавать. К таким видам деятельности, в частности, относится:

  • обеспечение питанием учащихся и сотрудников в учебных заведениях;
  • торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах;
  • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции.

Полный перечень видов деятельности, при которых кассовый чек можно не выдавать, установлен впункте 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Кроме того, применять ККТ не обязательно при ведении деятельности, облагаемой ЕНВД (п. 2.1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Внимание: за неприменение в установленных законодательством случаях ККТ предусмотрена административная ответственность ().

Эта точка зрения также подтверждается письмами Минфина России от 05.07.2005 № 03-11-04/3/2 , от 25.05.2006 № 03-1-15/4-114, а также письмами ФНС России от 31.04.2004* № 33-0-14/300, от 10 ноября 2004 года № 33-0-14/694, от 20 июня 2005 года № 22-3-11/1115 и от 07.08.2006 № ММ-6-06/771 @.

5. Статья: Обязанность пробивать чеки ККТ можно переложить на агента

Мы арендуем небольшое помещение и ведем торговую деятельность на территории торгового центра. Приобретать собственный кассовый аппарат владелец бизнеса не хочет. Вместо этого он предлагает заключить агентский договор с другим торговцем и поручить прием наличных денег, выдачу кассовых чеков и учет выручки ему. Не оштрафуют ли нас при такой схеме за неприменение ККТ?

Спрашивает
З.Н. ОЛЕЙНИК,
гл. бухгалтер
«ИП Гончаров Ю.Д.»
(г. Советск)

Данная схема законна. И формально поводов для штрафа она не дает. Однако на практике налоговые инспекторы иногда это не признают. В таких случаях доказать правомерность схемы есть возможность лишь в суде.

Заметим, что некоторые налоговые инспекторы уже скорректировали свою позицию в соответствии с мнением судей (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 31 января 2007 г. № 09-10/00809). Тем не менее вероятность претензий со стороны сотрудников ИФНС все же существует. Поэтому, если решитесь применять схему наличных расчетов через агента, будьте готовы отстаивать свою позицию. Пример судебного дела, в котором компании это удалось, –

Дата публикации: 17.01.2014 15:03 (архив)

С 2010 года деятельность по приему платежей с помощью платежных агентов регулируется Федеральным законом от 03.06.2009г. N 103-ФЗ (далее - Закон).

В целях этого Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Для начала давайте разберемся, кто же такой поставщик, а кто – является платежным агентом.

Поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным Федеральным законом. Поставщиком также являются организации и предприниматели, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Относятся к поставщикам и органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Платежный агент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Отметим, что кредитные организации к платежным агентам не относятся.

Законом установлены определенные требования к платежным агентам и поставщикам.

В частности, в силу п.п. 14, 15 ст. 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Данная обязанность платежного агента корреспондирует с обязанностью поставщика, предусмотренной п.18 ст.4 Закона, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются. Таковы требования п.4 ст. 8 Закона.

Таким образом, использование платежным агентом и поставщиком специального банковского счета при приеме платежей от физических лиц является обязательным.

Если платежный агент либо поставщик не выполнил требование об обязательном ведении специального банковского счета, то он будет нести ответственность в соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Так, за нарушение платежными агентами:

  • обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет;
  • неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Следует также учесть, что платежный агент при приеме платежей, в том числе с использованием терминала, обязан использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Статьей 5 Закона установлены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.

Обращаем внимание налогоплательщиков, за такие нарушения, как:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
  • применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
gastroguru © 2017